Аналитическая справка о результатах организации работы с обращениями граждан, представителей организаций и жалобами, поданными в порядке подчиненности, по вопросам исполнительного производства в УФССП России по Астраханской области за 12 месяцев 2019 года

Аналитическая справка

о результатах организации работы с обращениями граждан, представителей организаций и жалобами, поданными в порядке подчиненности, по вопросам исполнительного производства в УФССП России по Астраханской области

за 12 месяцев 2019 года

 

В четвертом квартале 2019 года на исполнении в УФССП России по Астраханской области (далее- Управление) находилось 715 327 исполнительных производств, из которых 455 947 исполнительных производств возбуждено в отчетном периоде. По различным основаниям окончено 480 824 исполнительных производств.

В аналогичном периоде прошлого года (далее- АППГ) на исполнении находилось всего 615 547 исполнительных производств, 371 987 из которых было возбуждено в 2018 году. По различным основаниям в 2018 году окончено 353 933 исполнительных производств.

Поступление исполнительных документов увеличилось на 83 960 или 19 %.

За 12 месяцев 2019 года в Управление поступило 470 обращений (жалоб), поданных в порядке Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В аналогичном периоде прошлого года в порядке от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» подано 741 обращение, в связи с чем, наблюдается уменьшение количества поступивших обращений на 271 обращение, или на 36 %.

Таким образом, можно отметить, что значительное увеличение количества исполнительных документов не повлияло на уменьшение количества обращений граждан и представителей организаций.

В качестве объективной причины поступления обращений граждан и представителей организаций можно отметить большой остаток неоконченных исполнительных производств прошлых лет, несвоевременное принятие судебными приставами – исполнителями всех предусмотренных законодательством мер принудительного исполнения, нарушение сроков исполнения решений, отсутствие информации у сторон исполнительного производства, отсутствие культуры делового общения у судебных приставов – исполнителей.

К причинам, не зависящим от судебного пристава-исполнителя можно отнести отсутствие свободного жилого фонда, неполучение денежных средств по исполнительным документам, ненадлежащую работу с исполнительными документами бухгалтерий по месту работы должников. Обновление состава судебных приставов-исполнителей, отсутствие у них опыта работы и допущение ими нарушений законодательства об исполнительном производстве приводит к обоснованному обращению граждан с обращениями.

Однотипные обращения, поступающие в массовом порядке, в четвертом квартале 2019 года в Управление не поступали, в связи с чем возможность уменьшения количества поступивших обращений за счет организации работы с заявителями, обратившимися с массовыми обращениями в целях их отзыва, не требовалась.

Уменьшение количества поступивших обращений (жалоб) по итогам работы за четвертый квартал 2019 года достигнуто за счет усиления контроля за своевременным, полным и правильным совершением исполнительных действий.

В соотношении к количеству исполнительных производств на 1 521 исполнительных производства (АППГ- 830) приходится одно обращение, что на 691 обращение больше показателя АППГ.

Из 470 обращений (жалоб) от взыскателей поступило 366 обращений (77,9 %), от должников 82 обращения (17,5 %), от лиц, не являющихся сторонами исполнительного производства 22 обращения (4,6 %).

Из общего количества обращений сторон исполнительного производства 230 обращений поступило от физических лиц, 240 - от представителей организаций.

Анализ предмета рассмотренных обращений за четвертый квартал 2019 показал, что наибольшее количество обращений поступило в рамках исполнительных производств о взыскании денежных средств -286 обращений, в рамках исполнительных производств о взыскании алиментов поступило 42 обращения, по исполнению требований неимущественного характера — 4 обращения, по жилищным спорам - 3 обращения, по снятию наложенных ограничений — 2 обращения, по иным вопросам поступило - 133 обращения.

В аналогичном периоде прошлого года в рамках исполнительных производств о взыскании денежных средств подано 296 обращений, в рамках исполнительных производств о взыскании алиментов поступило 150 обращений, по трудовым спорам 2 обращения, по жилищным спорам 3 обращения, по иным вопросам поступило 278 обращений.

В форме электронных документов поступило 90 обращений, что составило 19,1 % от общего количества поступивших обращений (жалоб), в АППГ поступило 45 обращений в форме электронных документов.

По результатам рассмотрения поступивших обращений по 340 обращениям заявителям даны разъяснения действующего законодательства и порядка совершения исполнительных действий по конкретным исполнительным производствам.

По 88 обращениям (жалобам) было принято решение о признании их необоснованными, 1 обращение (жалоба) было признано обоснованным. Причиной признания обращения обоснованным было выявленние в ходе рассмотрения фактов нарушения действующего законодательства.

В аналогичном периоде прошлого года были даны разъяснения по 640 обращениям, 104 обращения были признаны необоснованными, 14 обращений были признаны обоснованными.

На конец отчетного периода не рассмотрены и перешли остатком 39 обращений.

Факты превышения сроков рассмотрения обращений за 12 месяцев 2019 года не выявлены.

Факты привлечения должностных лиц Управления к административной ответственности по ст. 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отчетном периоде отсутствуют.

За 12 месяцев 2019 года на личном приеме у должностных лиц Управления находилось 4 000 гражданин и представителей организаций. Из них 85 гражданин принято руководителем Управления, 32 гражданина заместителями руководителя Управления, 86 граждан начальниками отделов аппарата Управления и 3 797 граждан принято старшими судебными приставами, их заместителями и судебными приставами - исполнителями.

В аналогичном периоде прошлого года на личном приеме у должностных лиц Управления находилось 2 218 гражданин и представителей организаций, из которых 121 гражданин находились на личном приеме у руководства Управления (из них 56 граждан принято руководителем Управления) и 2 097 граждан на приеме у старших судебных приставов и их заместителей.

Таким образом, по итогам работы за 12 месяцев 2019 года наблюдается значительное увеличение числа лиц, принятых на личном приеме должностными лицами Управления на 1 782 граждан.

Поступление письменных обращений и увеличение количества лиц, обратившихся на личном приеме, свидетельствует об объективном увеличении активности сторон исполнительного производства.

В целях выявления и предупреждения фактов сокрытия от регистрации исполнительных документов, а также нарушения сроков рассмотрения обращений руководителем Управления обеспечено исполнение требований Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Инструкции по делопроизводству и организационно-распорядительных документов Минюста России и ФССП России в части документационного обеспечения деятельности Управления, а также обеспечен ежедневный мониторинг сроков регистрации исполнительных документов и рассмотрения обращений граждан посредством ПК ОСП АИС ФССП России, а также еженедельное подведение итогов на селекторных совещаниях при руководителе Управления.

Управлением продолжена практика ежемесячного представления руководителю Управлению информации о фактах несвоевременной регистрации исполнительных документов с рассмотрением вопроса на оперативных совещаниях с заслушиванием должностных лиц, допустивших нарушения.

За 12 месяцев 2019 года к рассмотрению Управлением принято 1 252 жалобы, поданных в порядке подчиненности по обжалованию действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов. Из указанного количества – 572 ( 45,7%) жалобы поданы по подчиненности старшему судебному приставу, 680 жалоб (54,3%) - главному судебному приставу Астраханской области. В АППГ Управлением принято к рассмотрению 1 379 административных жалоб, из которых 722 жалобы подано в порядке подчиненности старшему судебному приставу, и 657 жалоб - главному судебному приставу Астраханской области. Таким образом, за 12 месяцев 2019 года наблюдается уменьшение принятых к рассмотрению жалоб (на 9,2%).

Необходимо отметить, что 1 154 административных жалоб подано взыскателями и их представителями, 80 жалоб подано должниками, 18 жалоб подано иными лицами. Таким образом, 92,2 % обжалований наблюдается со стороны взыскателей и (или) их представителей.

Из общего числа принятых к рассмотрению жалоб, 64 подано в рамках исполнительных производств о взыскании алиментов. В АППГ по данной категории исполнительных производств подано 86 жалоб. За 12 месяцев 2019 года поступило 3 жалобы в рамках исполнительных производств по трудовым спорам (АППГ- 2). 4 жалобы подано в рамках исполнительных производств по жилищным спорам (АППГ-4), по земельным спорам-1 (АППГ-2). Значительное количество жалоб, поданных в порядке подчиненности, по тематике отнесены к категории взыскания денежных средств – 1 087 (86,8%) в АППГ — 1 175 жалоб (85,2%).

Структурными подразделениями Управления (в том числе аппаратом Управления) за 12 месяцев 2019 года приняты решения об отказе в рассмотрении по существу (ст. 125 ФЗ) при рассмотрении 80 жалоб, что меньше в сравнении с АППГ (156 жалоб) на 76 жалоб.

Основанием для принятия решений об отказе в рассмотрении жалоб по существу явилось их несоответствие по форме и содержанию, требованиям ст. 124 ФЗ «Об исполнительном производстве» (чаще всего отсутствие фамилии, инициалов должностного лица, чье бездействие обжалуется). Все вышеуказанные жалобы рассмотрены в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.02.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

До принятия решения по жалобе заявителями отозвано 45 жалоб (в АППГ 74 жалобы).

За 12 месяцев 2019 года должностными лицами Управления рассмотрено по существу 1 083 жалобы, из них 497 жалобы (39,6 %) признаны обоснованными полностью или частично. В АППГ рассмотрено 1 134 жалобы, из них признано обоснованными полностью либо частично 371 жалоба (26,9%). Случаи превышения установленных законом сроков рассмотрения жалоб не выявлены.

Наибольшее количество удовлетворенных жалоб вытекает из исполнительных производств о взыскании денежных средств и являются жалобами взыскателей на бездействие – 406 жалоб (АППГ 279 жалоб), по алиментам 8 (в АППГ 18 жалоб), по трудовым спорам 2 (в АППГ 0 жалоб), по жилищным спорам 0 (в АППГ 0 жалоба), по земельным спорам 1 (в АППГ 1 жалоба) .

Из указанного числа удовлетворенных жалоб 479 подано взыскателями, либо их представителями (АППГ 355), 10 жалоб подано должниками (АППГ 14), 8 жалоб от заявителей, не являющихся сторонами исполнительного производства (АППГ 2 жалобы).

По 7 удовлетворенным жалобам принято решение об отмене полностью или частично вынесенных постановлений, по 4 жалобам принято решение об отмене принятого постановления и обязании принять новое решение, по 2 жалобам принято решение об отмене принятого постановления и принятии нового решения, по 484 жалобам принято решение о признании постановления, действия (бездействия) незаконным и определены меры к устранению допущенных нарушений.

В анализируемом периоде отказано в удовлетворении по 586 жалобам, поданным в порядке подчиненности, что составило 54,1% от общего количества рассмотренных жалоб. За 12 месяцев 2018 года отказано в удовлетворении при рассмотрении по 763 жалобам, что составило 67,2%.

Основной причиной подачи жалоб в порядке, предусмотренном главой 18 ФЗ «Об исполнительном производстве», является слабая работа, проводимая начальниками отделов - старшими судебными приставами структурных подразделений на первоначальном этапе при рассмотрении обращений и заявлений, поступающих в отделы, недостаточно полное разъяснение гражданам (физическим лицам), что играет важную роль в сокращении количества обращений и жалоб, что также влечет за собой повышение личной ответственности судебных приставов-исполнителей и снижение количества поступающих жалоб, как в структурные подразделения, так и в аппарат Управления. Но во главу угла причин подачи жалоб, необходимо поставить бездействие, как со стороны судебных приставов-исполнителей, так и со стороны старших судебных приставов, не организовавших должного контроля за своевременным принятием судебными приставами-исполнителями мер принудительного характера, предусмотренного законодательством об исполнительном производстве. В связи с чем, должностным лицам структурных подразделений даются указания о том, что при первичном поступлении обращения (жалобы) или заявления на действие (бездействие) судебного пристава-исполнителя необходимо всесторонне изучать конкретное исполнительное производство, в рамках которого заявлено обращение (жалоба). В случае выявления нарушений разрабатывать мероприятия по их устранению с установлением конкретных сроков, ставить исполнительное производство на контроль.

При рассмотрении жалоб от организаций, осуществляющих массовое взыскание денежных средств, установлено, что причиной, по которой представители указанных организаций подают жалобы, является прежде всего слабая исполнительская дисциплина, ненаправление судебными приставами-исполнителями в адрес взыскателей исчерпывающей информации о ходе исполнительного производства, либо несвоевременное принятие исчерпывающего комплекса мер принудительного характера. Однако, данная зависимость вытекает не только из возрастающей нагрузки на судебного пристава-исполнителя. Параллельно протекает рост правовой культуры населения, создаются юридические фирмы, специализирующиеся на помощи сторонам исполнительного производства.

Деятельность УФССП России по Астраханской области в 2019 году была направлена на создание условий для снижения количества обращений граждан и представителей организаций и жалоб, поданных в порядке подчиненности, путем устранения причин, вынуждающих граждан и представителей организаций обращаться в УФССП России по Астраханской области с жалобами на действия (бездействие) должностных лиц Управления.

 

 

Отдел правового, документационного

обеспечения и работы с обращениями граждан

Управления ФССП по Астраханской области

 

Время создания/изменения документа: 16 января 2020 16:43 / 16 января 2020 16:48

Версия для печати